?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ВНИМАНИЕ! Здесь размещена старая версия статьи. Она может содержать неточности. Актуальное описание объекта размещено по ссылке: http://komariv.livejournal.com/13857.html .
Описание объекта для туристов размещено по ссылке: http://komariv.livejournal.com/14083.html .




Все знают о том, что на территории Винничины располагалась ставка Гитлера "Вервольф". А о ставке Геринга известно меньше. Краеведы-любители Павел Усатый, Виталий Скибенко и Ваш покорный слуга попробовали восполнить этот пробел.


Ставка Геринга «Штайнбрух»

На территории Винницкой области были расположены две ставки высшего руководства нацистской Германии: ставка Гитлера «Вервольф» в Стрижавке и ставка Геринга «Штайнбрух» в Гулевцах.

Если о «Вервольфе» написаны сотни статей и несколько книг, то «Штайнбрух» общественности практически не известен. Мало того, немногие знают даже о его существовании. Между тем, с этими местами связана героическая страница в истории Винничины: тут полег партизанский отряд, не знавший о столь секретном и охраняемом объекте на своем пути. В Черепашинецком лесу остались партизанские могилы.

«Steinbruch» переводится с немецкого как «каменоломня». По всей видимости, основой для такого названия послужила близость гранитного карьера. Строительство ставки было начато практически одновременно со ставкой Гитлера. Место ее расположения было выбрано не случайно. Рядом, в поселке Калиновка, располагался крупный военный аэродром, построенный в для советской авиации. После оккупации немцы продолжили использовать этот аэродром в своих целях.

В марте 1944 года в результате стремительного наступления советских войск возникла реальная угроза захвата ставок "Вервольф" и "Штайнбрух", тогда и было принято решение их уничтожить.

Объект был выполнен в виде стоянки для поездов командования. Его облик формируется вокруг трех железнодорожных путей, соединенных с подводящей веткой. Управление войсками происходило из поезда Геринга либо штабного поезда Люфтваффе, а сооружения ставки служили для обеспечения жизнедеятельности персонала в этих поездах. Железнодорожные насыпи в лесу сохранились до сих пор, частично они используются в качестве лесных дорог. Сохранились и остатки платформы длиной 75 м. На платформе имелось сооружение из кирпича.

Для подъезда к лесу, где находилась ставка Геринга, от железнодорожной магистрали Винница-Казатин была подведена железнодорожная ветка. Автодорога с территории ставки выходила на шоссе Винница-Житомир, посредством которого происходило сообщение с Винницей и сооружениями «Вервольф».

В отличии от ставки Гитлера, где бункеров было три, на территории ставки Геринга обнаружены остатки только двух бункеров. Они были связаны между собой телефонным кабелем. Один из бункеров находится в таком же состоянии, что и его собратья с «Вервольфа». Другой бункер разрушен гораздо сильнее, от него практически не осталось однозначно распознаваемых обломков.

По территории объекта вдоль железнодорожных веток разбросаны разнообразные наземные сооружения, от которых остались только фундаменты или следы наличия фундаментов с обломками кирпичей. Обращают на себя внимание подземные помещения, одно из которых имеет размеры 7 х 3 м и неплохо сохранилось, хотя и частично засыпано землей. От него кабельная трасса отходит к центральной насыпи, где разделяется на восемь кабельных вводов под железнодорожные вагоны.

Автомобильные дороги были предназначены для обеспечения деятельности ставки и обслуживания штабных поездов. Имеется разветвленная сеть автодорог, связанных кольцевой.

Согласно справке об обследовании ставки Гитлера, в результате допроса арестованного органами НКГБ директора электростанции г. Винницы, установлено, что от Винницкой электростанции ставки Гитлера и Геринга потребляли электроэнергию мощностью до 60 кВт при высоком напряжении в 6500 вольт и токе 6 ампер.

Трансформаторная подстанция ставки Геринга, по словам местных жителей, находилась в 400 м южнее опушки леса. Согласно книге «Hitlers secret headquaters»: «Трансформаторные подстанции были оснащены 60 и 90 кВт оборудованием. Аварийными источниками питания были два 175 кВА дизель-генератора с 40 кВА резервным, в защищенном от осколков помещении». Фундамент этой подстанции сохранился до сих пор и находится в самом селе в огородах.

Сегодня, состояние ставки Геринга печальное. После войны на ее территории были проведены учения Советской армии, в результате которых территория претерпела некоторые изменения. В отличии от ставки Гитлера, «Штайнбрух» не интересен властям, его не посещают туристы потому, что он во-первых не связан с именем Гитлера, а во-вторых сюда просто неудобно добираться без собственного автомобиля. Другое дело «черные археологи». Со временем то тут, то там возникают свежие раскопы, а авторам статьи однажды встретилась пара мужчин с металлоискателем и лопатами.

Источники информации:

          Frans W. Seidler & Dieter Zeigert  Hitler’s secret headquaters: the fuhrer’s wartime bases from the invasion of France to the Berline bunker / translated by Geoffrey Brooks, London, Greenhill books

Яровой А.Ф. Волчьи логова: Адольф Гитлер на войне, в политике, в быту. — М.: Детектив-Пресс, 2002

Справка о результатах оперативного обследования бывшей ставки Гитлера близ г. Винницы оперативной группой НКГБ СССР под командованием Рогатнева

           Свидетельства местных жителей

Собственные наблюдения участников исследования

           Данная статья является собственностью авторов. Копирование без ссылки на блог http://komariv.livejournal.com/  запрещено.

1. Схема ставки Геринга "Штайнбрук"


2. Ответвление железной дороги на ставку Геринга




3. Вид на станцию Гулевцы. Слева магистраль Жмеринка - Казатин.



4. Остатки первого бункера



5. Остатки перекрытия бункера. Человек на фото иллюстрирует размеры обломка.



6. Остатки второго бункера



7. Следы деятельности "черных археологов". Шурф под вторым бункером.



8. Вид на кабельную траншею и одно из подземных сооружений



9. Внутри подземного сооружения



10. Бетонный фундамент. Тут обнаружены следы наличия канализации.



11. Фундамент под агрегаты очистных сооружений



12. Вид на лес, в котором располагалась ставка. По центру фундамент электротехнического сооружения. Около красного здания у леса в центре фото железнодорожная ветка входила в лес.









promo komariv january 8, 2015 11:49 12
Buy for 100 tokens
Ракетные войска стратегического назначения, образованные 17 декабря 1959 года, стали самым молодым видом вооруженных сил Советского Союза. И самым секретным. Если о других видах и родах войск написано достаточно книг, существуют интернет-источники популярной направленности, то РВСН пока остались в…

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
sstass
Feb. 5th, 2012 04:37 pm (UTC)
Отличный рассказ!

Можно перепостить в war_only?
komariv
Feb. 5th, 2012 04:44 pm (UTC)
Спасибо. Да, можно.
andreyyanchenko
Feb. 5th, 2012 10:56 pm (UTC)
Увлекательно. Респект!

Edited at 2012-02-05 10:57 pm (UTC)
(Anonymous)
Jun. 26th, 2014 06:56 am (UTC)
Сергей
Спасибо. Наконец то и про это место кто-то вспомнил. Мой покойный дед, больше рассказывал и показывал про это место. Маленьких детей немцы пускали в режимную зону. И про бассейн с подогревом, где немцы и зимой под открытым небом плавали по лабиринтам врядли кто из живых занет...
komariv
Jun. 26th, 2014 07:03 am (UTC)
Re: Сергей
...да и дед придумал.
(Anonymous)
Sep. 30th, 2017 07:44 am (UTC)
Рядом со ставкими Геринга и Гитлера, в Калиновке, был аэродром для прикрытия этих ставок.В Викимапии он подписан как "Аэродром национальной гвардии Украины". В 80-х на нем базировалась ОСАЭ 43-й ракетной армии. Туда же гоняли для проведения некоторых регламентов вертолеты из эскадрилий 43-й РА. Так что даже тут Вы недалеко отошли от темы 43-й РА.
komariv
Sep. 30th, 2017 07:53 am (UTC)
Да-да, а в этот же лес выходил ПЗКП армии.
(Anonymous)
Sep. 30th, 2017 08:00 am (UTC)
Про него у Вас есть что-нибудь? Или он до сих пор действующий?
komariv
Sep. 30th, 2017 08:04 am (UTC)
Подвижный запасной командный пункт 43-й Ракетной армии уже не действует.
Информации нет.
(Anonymous)
Sep. 30th, 2017 08:07 am (UTC)
Понятно. Я подумал что первая П это "подземный"
(Anonymous)
Sep. 30th, 2017 07:48 am (UTC)
Ходил даже слух, что у немцев полоса подогревалась. Насколько это правдивая инфа - не знаю.
(Anonymous)
May. 19th, 2019 09:35 am (UTC)
Аэродром построили немцы!!! Он уникальный, так как выстроен по розе ветров, возможно они использовали более древние знания, хотя возможно рабочие и были местные... Железная узкоколейная дорога была за царских времен, а может еще и задолго до царей...все поместья , угодья и т.д. имеют в названии немецкие, австрийские и т.д фамилии. Вервольф - это допотопное сооружение!!! Местные жители никогда не говорили о немцах плохо, потом им это навязали, но все равно агрессии не было...и если прям углубляться в историю то, до прихода немцев местное население батрачило и жило в наймах, люди не знали что такое трусы...но старожилов уже нет, а при жизни кто их слушал...а задолго до всех этих событий, на этих землях базировались легионеры... все что написано в местных историях про эти места - правлены и нелепы по своей сути. В немецкой истории куда больше правды. Последний дед, который, мог провести и знал все входы в ставки - умер. И почему-то умолчали про 3 военных части, которые неожиданно расположились именно в этих точках...
komariv
May. 19th, 2019 06:30 pm (UTC)
Попробуйте сказать наркотикам "Нет".
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

komariv
komariv

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner