komariv (komariv) wrote,
komariv
komariv

Categories:

Сны на тему гражданской обороны

Давно собирался рассказать, что вдохновляет на работу по ракетным войскам в целом и ядерным боеприпасам в частности. И о том, что вдохновило на написание о ядерном ударе по Виннице. Это плакаты служб гражданской обороны. Все, что изображено там, могло случиться в Виннице, Киеве, Москве, да любом другом городе.
Недавно прочел очень хорошую статью о таких плакатах, и хочу ею поделиться.



Текст привожу полностью, хотя сразу оговорюсь, что не во всем согласен с автором.


Советская Архитектура в снах на тему Гражданской Обороны

Как-то раз (это случилось летом 2006 года) мне пришлось спуститься в подвал одного административного здания. Там, в нешироком проходе, рядом с изувеченным бюстом Ленина, стояли добротные деревянные ящики, очень хорошо знакомые мне. В них лежали новенькие, не распакованные гражданские противогазы, тут же на пыльном бетонном полу я увидел пачку пожелтевших плакатов по гражданской обороне. Было ясно, что эти поеденные мышами плакаты никогда уже не будут применяться хозяевами для просветительских целей. Кроме того, подвал собирались передавать арендаторам, в преддверии чего намечалась серьезная чистка. Дальнейшая судьба плакатов была очевидна. Поэтому я свернул плакаты, а вернее, то, что от них осталось, и забрал с собой. Придя в офис, освободил один из столов, накрыл его картоном и приступил к реставрационным работам. Сначала я обрезал образовавшиеся по краям листов лохмотья, после этого плакаты стали выглядеть гораздо аккуратнее. Потом сухой ветошью стер грязь и следы потеков. Теперь оставалось только разгладить листы, которые сильно деформировались в результате небрежного хранения и подвальной сырости. Поочередно раскладывая листы на столе, я слегка опрыскивал их водой и когда они распрямлялись накрывал сверху другим листом картона и придавливал грузом. В таком виде каждый плакат оставлял на ночь. Так, неспешным порядком, вся реставрационная работа была завершена примерно за месяц.
Из плакатов, оказавшихся в найденной пачке, мне удалось собрать два неполных комплекта. Некоторые плакаты встречались два или три раза, некоторые один раз, некоторые листы отсутствовали вовсе. Понастальгировав по школьным урокам Гражданской Обороны, я задумался, как поступить с материалом дальше. Прежде всего, следовало обеспечить надлежащие условия хранения листов. Для этого я приобрел за 300 рублей в художественном салоне пластиковую папку формата A1.
Идея сделать подборку, которую сегодня я вам предлагаю, пришла мне после просмотра галереи "Сталинская архитектура в советских мультфильмах", сделанной моим другом Николаем Калашниковым. Действительно, в советских мультфильмах очень четко выражена их воспитательная линия. Ленты, снятые в 40-50-е годы еще лишены застойной диссидентской двусмысленности, они открыты для простого детского понимания, они четко отделяют добро от зла, понятно объясняют, чем отличается порядочность от подлости. Достоверная расстановка нравственных акцентов была невозможна без привязки действия мультипликационной картины к реалистическому пейзажу, будь то городская улица, дом или сквер. В те времена нередко на реальных улицах снимали реальных актеров, после чего аниматоры делали с них эскизы. Конечно, герои мультфильмов, как и декорации, в которых они жили, были нарисованными, однако им приходилось разрешать вполне реальные нравственные проблемы, знакомые каждому из нас.
Плакаты, фрагменты которых я покажу, по современным меркам являются чем-то вроде комиксов. Разница в то том, что привычные для западной массовой культуры комиксы предполагают наличие главного героя - супермена, человека-паука, капитана-америки, черепашек-мутантов и прочей дури. Эти герои наделены сверхреальными способностями и потому всегда оставаются в центре внимания. Они всегда побеждают. Повествование изначально приобретает антиреалистический, антивоспитательный характер. Поэтому и действие часто происходит на других планетах, на поверхности астероидов, в фантастических городах и несуществующих странах, в недрах канализации. Супергероям традиционно легче орудовать за пределами повседневной реальности, хотя например, робот-полицейский и терминатор действовали в сугубо реальных условиях.
Советская воспитательная система, вероятно, ставила задачи иного рода. Слишком дорогую цену приходилось платить нашей стране и народу за каждый отход от реальностей жизни. Точно так же, как непозволительно было ждать милостей от природы, нам нельзя было расслабляться и забывать об опасностях мира, в котором мы живем. Что готовил нам день грядущий?! Никто не мог этого знать. Чем сильнее люди хотели мира, тем настойчивее они были вынуждены готовиться к войне.




Сдержанная выразительность плакатов как будто открывает прямой контакт с подсознанием зрителя. Это пейзаж, пришедший из снов Хиросимы, где на тротуарах оставались тени сгоревших людей. Здесь нельзя просто снять ОЗК и противогаз, пройти по траве и погреться на солнце. Здесь нет травы, и солнце на годы скрыто в облаках радиоактивной пыли. Здесь каждый обломок может таить смертельную опасность, а линия жизни измеряется шкалой дозиметра. Это место, где нельзя жить, здесь можно только выживать в течение отведенного времени. Мы смотрим на рисунки и понимаем, что все это однажды мы уже видели, то ли глазами предков, то ли потомков. В снах и апокалипсических кошмарах эти картины выходят к нам из глубин подсознания, наводя животный ужас и заставляя просыпаться в холодном поту.



Что же мы должны были понять, глядя на пустые окна нарисованных бетонных многоэтажек? В первую очередь мы должны были усвоить, это - планета Земля, а люди в зеленых костюмах - мы сами, или другие, такие же, как мы. Мы должны были запомнить что наш главный враг - паника, мы не должны поддаваться ей, даже если завален выход и в убежище кончается воздух. Страшные уроки Чернобыля мы будем постигать на практике позже. А пока для каждого школьника, для каждого рабочего и служащего — необходимый теоретический минимум.

ЦИТАТА: Учения гражданской обороны - лучшая школа психологической закалки.


Убежище, встроенное в административно-производственное здание.

Здесь все должно было выглядеть достоверно, почти по-настоящему. Минимум условностей и отвлекающих оговорок. Если на рисунке изображен дом, то каждый человек должен понимать, что этот дом может быть его домом. И убежище, показанное в разрезе, может находиться прямо под его ногами.


Внутреннее оборудование убежища.

ЦИТАТА: Убежища являются средствами коллективной защиты людей от оружия массового поражения. Они способны выдержать значительные нагрузки избыточного давления ударной волны и защитить людей от светового излучения, проникающей радиации, радиоактивного заражения, отравляющих веществ и бактериальных (бактериологических) средств, а так же от опасного воздействия высоких температур и продуктов горения при пожаре.


Отдельно стоящее убежище, расположенное на территории производственного предприятия.

Если нарисованы двор или улица, то это должна быть настоящая улица и настоящий двор. В каждом городе существуют кварталы советской ансамблевой застройки, где на стенах домов и по сей день можно различить надписи и указатели, ведущие к входу в убежище. Если на рисунке завод, цех, производственный участок, то каждый человек должен был узнавать в них свой завод и свое рабочее место.

ЦИТАТА: Каждый должен знать свое место в убежище по месту работы, жительства и уметь быстро, без суеты занять его.


Приспособление подвала многоэтажного здания (например школы) под противорадиационное укрытие (ПРУ).

ЦИТАТА: При подготовке убежища к приему укрываемых в нем людей устанавливаются нары и проводятся другие работы.


Приспособление горной выработки под укрытие (ПРУ).

Очень быстро штольни каменоломен, горные выработки, нарисованные на плакате, тоже могут оказаться переоборудованными для защитных целей. Это очень удобно, поскольку основной объем работ по извлечению породы уже проделан за годы хозяйственного пользования природными ресурсами. Не нужно ничего копать, не нужно в авральном порядке решать возникающие строительные проблемы, бороться с обвалами. Просто выбирай самый сухой штрек, бетонируй входы, ставь стильный стол с телефоном и настольной лапой и сажай за него человека, одетого в зеленую форму.
Неудобство только одно. Горные выработки не всегда располагаются в местах массового скопления людей.

ЦИТАТА: Каждый должен знать, где расположены ближайшие противорадиационные укрытия по месту работы или жительства.


Приспособления подвала одноэтажного здания под ПРУ.

Есть и масса других решений, например, для сельских жителей или для обитателей частного сектора. Оказывается, укрытие от проникающей радиации можно соорудить и в собственном подвале. Потребуется небольшая перестройка дома. Например, засыпав песком комнаты своего жилища и оборудовав в подвале систему вентиляции, можно переселиться туда и превратить его в противорадиационную крепость. Под ПРУ может быть оборудовано и наземное кирпичное здание, и отдельно стоящий погреб, где на полках расставлены банки аппетитных солений. Можно устраивать отрытые укрытия из фашин (арочных хворостяных и камышовых связок, обвернутых брезентом), которые сверху присыпаются песком или грунтом, для тех же целей могут служить тонкие бревна или жерди. Как много способов, оказывается, существует для того, чтобы сохранить свою жизнь в случае ядерного удара вероятного противника. И как мало мы, оказывается, знаем о том, как вести себя в самых типичных экстремальных ситуациях.

ЦИТАТА: Противорадиационные укрытия защищают людей от радиоактивного и светового излучения, ослабляют воздействие ударной волны ядерного взрыва.


Получив распоряжение на эвакуацию, каждый должен взять с собой средства индивидуальной защиты, личные вещи, документы, запас продуктов, воды и медикаменты.

Если не можешь сыпать в комнату песок и не имеешь погреба, выход один — эвакуация. Если вдуматься, эвакуация — страшное слово. Эвакуируемый человек в высшей степени бесправен, он как арестант, отправляемый конвоирами по этапу в чужие края, где будет отбывать наказание. Эвакуация — это как ссылка, может быть, даже хуже, потому что о ней тебе всегда объявляют внезапно. Документы, фляга с водой, пачка лапши, аптечка с лекарством для больного ребенка. Что еще успеть схватить, когда уходишь в неизвестность? Что унести из счастливой прежней жизни; что завтра окажется для тебя самым дорогим? Чемодан? Да, это хорошо, но кто понесет его, когда силы подойдут к исходу. И чемодан будет навсегда оставлен у дороги. Так судьба вмиг распорядится всем, что казалось дорогим, тем, к чему стремился и что лишало покоя. И какое будет иметь значение то, что "из нашего окна площадь Красная видна", или высотка на Котельнической ... Теперь за порогом череда потерь, горестей и лишений.

ЦИТАТА: При проведении эвакуации население должно четко выполнять распоряжения местных органов власти, администраций сборных и приемных эвакуационных органов, начальников эшелонов и колонн.

Очевидно, что значительная роль плакатов была направлена не только на подготовку, но и на явное успокоение людей. Пусть беснуются враги, пусть кидают в нас бомбы, мы к этому как следует подготовимся. Убежища откопаем поглубже, песка насыплем себе в дом (его нужно еще достать и привезти), раздадим фильтры (опять же вопрос о снабжении и справедливой раздаче), артезианскую воду подведем, чистую из спецскважины (тут обычную-то ждем годами), продукты запасем (пусть даже в мирное время не можем еще справиться с очередями). Сходность изображенных зданий с послевоенными "сталинскими" постройками очень хорошо показывает, что сюжеты плакатов были навеяны устаревшей практикой действий по защите населения в период Великой Отечественной войны. Оттого самый главный вопрос никто никогда и не задавал. Что будет потом? После заражения. Куда бежать, если случиться новая война. Сегодня перед нами пример Чернобыля. А ведь там никто бомбу, кажется, не взрывал и специально ядовитых веществ не разбрызгивал. Что же получиться? Доедим оставшиеся консервы, допьем воду из цистерны, и отправимся своим ходом хорониться на кладбище... Возможно те, кто имеет деньги, власть и профессиональные навыки, смогут подготовиться лучше и проживут чуть дольше. Но, в итоге, их участь вряд ли окажется иной, чем у всех остальных.

ЦИТАТА: При проведении эвакуации население должно четко выполнять распоряжения местных органов власти, администраций сборных и приемных эвакуационных органов, начальников эшелонов и колонн.


К установленному времени эвакуируемое население городским транспортом или пешим порядком самостоятельно прибывает на сборный эвакуационный пункт.

Помните, что говорили старики?
— Только бы не война! Что угодно, только не война!
Помните, каким смешным это тогда казалось? Теперь у вас есть возможность почувствовать их слова на себе. Представьте: вы идете знакомой дорогой, по которой десять лет свой жизни каждый день ходили в родную школу. Но и школа — это уже не школа. С разных сторон сюда стекаются люди. Мужчины несут рюкзаки и чемоданы, женщине с ребенком по силам лишь маленькая сумка.


На сборном эвакуационном пункте население проходит регистрацию и распределяется по пешим колоннам или транспортным эшелонам.

Поднимаетесь по лестнице на второй этаж. Здесь все как и раньше. Вот тот самый класс, где ваша первая учительница когда-то поставила первую в вашей жизни оценку. Но теперь в коридоре стоят столы. Нет, это не выборы в исполком и не продажа путевок в санаторий. Хмурый человек, устало посмотрев на вас исподлобья, вручает вам предписание. Пять минут назад вы еще были свободны. Теперь вы не принадлежите себе и обязаны выполнять чьи-то приказы.


Население выводится в загородную зону пешим порядком в составе пеших колонн по назначенным маршрутам.

Женщины, дети в яркой одежде (одетые так, они имеют больше шансов не отбиться и не отстать от взрослых), интеллигенты в очёчках (негодные к строевой службе), благообразный старичок с палочкой - все они теперь молча идут рядом с вами. Эти совершенно не знакомые еще недавно люди теперь оказались вашей большой семьей, их связала неумолимая судьба беженцев и с ними вам предстоит разделить выпавшие испытания.

ЦИТАТА: Эвакуацией населения называется организованный вывод (вывоз) населения из городов, населенных пунктов в загородную зону в случае угрозы применения противником оружия массового поражения. Эвакуации подлежит так же население, проживающее в зонах возможного затопления. Для подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения в городах, районах и на объектах народного хозяйства создаются эвакуационные комиссии, в загородной зоне - эвакоприемные комиссии. Для отправки эвакуируемого населения в городах создаются сборные эвакуационные пункты, а в загородной зоне для приема и размещения эвакуируемого населения - приемные эвакуационные пункты.
О начале эвакуации население оповещается администрацией предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений и ЖЭК.


...Автомобильным, водным, железнодорожным и другими видами транспорта...

Маршрут следования — это тоже часть государственной тайны. Маршруты заранее разрабатывается в тиши кабинетов и наносятся в оперативные карты красными и синими стрелками, как перед началом фронтовой операции. Никто, кроме специально определенных людей, не знает, где пройдет маршрут, что останется позади и что ждет в конце дороги.
Вы, как госслужащий, имеете право взять с собой одного близкого родственника.
На углу квартала идет погрузка в автомашины. Времени на раздумья отведено ровно столько, чтобы успеть одеться и дойти до грузовика. Позади остаются улицы родного города. Вернемся ли мы когда-нибудь домой?


В загородной зоне эвакуированное население распределяется по населенным пунктами домам для подселения.

Здесь, в разгороженном висящими простынями кинозале районного клуба, что находится в 130 километрах от областного центра, вам предстоит прожить долгие недели и месяцы, по-походному обустраивая свою новую жизнь. Здесь каждый научится жить заново. Получит продовольственные карточки, приобретет новую специальность на местной фабрике. Может быть, знания и жизненный опыт будут востребованы и в глубинке. Ну а если нет, тоже не беда. Можно выполнять любую работу. Ведь это не навсегда, этот СОН когда-нибудь закончится.


Преподаватели в школе должны обучать детей правилам пользования средствами индивидуальной защиты и действиям по сигналам гражданской обороны.

Да, дети - это наше будущее. Каждый из нас верит, что его дети будут жить лучше, чем он сам. Что, повзрослев, дети окажутся мудрее и не повторят ошибок своих родителей. Почему же из поколения в поколение мы не в силах разорвать этот круг вечного возвращения? Почему всё мы хотим постигать сами, набивая шишки и разбивая собственные лбы? Что говорит своим ученикам учительница с противогазом в руках? Понимают ли они то, что она им объясняет? Понимает ли она сама, к чему их готовит? Тут не нужно понимать, нужно просто слушать. И делать. Пока это игра, пока мальчишка с завистью смотрит на друга, надевшего респиратор. Пока девочка скучает на предпоследней парте. Ей это не интересно: дома ждет любимая кукла. Но завтра каждый из них, повзрослев и вырастив собственных детей, сам станет учить их простым правилам безопасности и дорожного движения. И тогда все, как в той песне, опять повторится сначала.
А на стене класса висит карта Союза Советских Социалистических Республик.


Родители и взрослые члены семьи должны разъяснять детям правила пользования средствами индивидуальной защиты.

В Персидском заливе опять неспокойно. На семейном совете папа напряженно доводит оперативную обстановку. Он знает, что ответить, если сын вдруг спросит что такое хорошо и что такое плохо! В его руках маска ГП-5, гражданская модификация общевойскового противогаза. Рядом встревоженная мама. Она ничего не записывает, хотя принесла с собой блокнот. У нее вошло в привычку брать на партбюро карандаш и бумагу. Простая советская семья. Он — ведущий инженер, она — врач или учитель. У них в доме всё, "как у людей". Телевизор, полка украшена подписными популярными сериями из “Жизни замечательных людей”, радиоприемник с УКВ. Сегодня у дочурки новое рукоделие - кройка и шитье ватно-марлевой повязки. И только дед, глядя на молодежь, хитро смеётся в усы. Уж он-то хорошо знает, почем порох в пороховницах. Дедуля, ну зачем тебе памятка в красной обложке! Такое же не забывается!


При эвакуации взрослым следует взять для детей продукты питания, одежду и необходимые документы.
(Надпись на чемодане: САВИН Юрий Иванович. г.Городок, Садовая ул. д 6 к 1)

В городе с романтичным называнием Городок жизнь шла очень неплохо. В каждой семье - холодильник и свой стратегический запас на случай войны. Дети не останутся голодными в ближайшие дни. Есть и яблочный джем и две банки сгущенки. Настоящей сгущенки, советской, сделанной строго по ГОСТу без примесей растительных жиров и пальмового масла! Наверно, яблочный джем тоже из настоящих яблок! Тихий провинциальный Городок с "Садово-Тенистыми" улицами, с пятиэтажками, утопающими в прохладе тополей и живущими под крышами стрижами. Город-городок, что же будет с тобой завтра?!

ЦИТАТА: Забота защите детей от оружия массового поражения - самая гуманная и благородная обязанность всего взрослого населения страны.


По сигналам "Воздушная тревога", "Радиационная опасность" и "Химическая тревога" взрослые должны направить детей в ближайшие защитные сооружения.

Мальчик-девочка, девочка-мальчик. За ручку парами через дорогу вместе с любимой воспитательницей. Мальчика в садик утром родители одели не по сезону. Его папа один из немногих, он в числе тех, кто знает... Девочка с самодельной куколкой, похожей на завернутое полено. Ее папа ушел от мамы. Она любит уроки домоводства.
А сейчас что, будет урок мира? Куда они идут? Тетя с большой сумкой будет делать прививки?
Вот на последнем уроке мира рассказали о поджигателях войны.
- Те, кто хотят развязать войну… - сказала воспитательница, и вдруг, засомневавшись, спросила, - дети, а вы знаете, кто хочет развязать войну?
- Американцы, - слился в едином порыве хор звонких детских голосов. Боже, и это в группе с усиленным изучением английского языка! Через несколько минут в комнату вошла директор, которая, взяв слово у воспитательницы, стоявшей у окна с перекошенным от ужаса лицом, долго разъясняла, что войны хотят не американцы, которые такие же люди как и мы, а фашисты.
- Так кто же, ребята, хочет развязать новую войну? - наконец спросила она подчеркнуто громко расставляя слова.
- Фашисты, - недоверчиво ответили дети.
- Еще раз! - Она несколько раз хлопнула в ладоши, сверкнув перстнями на толстых, как сосиски, пальцах. - Кто хочет развязать новую войну?
- Фашисты!
Приснится же такое! Кошмар!


При нахождении в защитных сооружениях взрослые обязаны следить за выполнение детьми установленных правил поведения.

В нашем г. Городке есть метро! Вот это новость! Жалко, что о нем никто не знает, иначе бы папа не ездил на свой завод в переполненном трамвае. Противогазы наготове. Учительница читает сказку. Лица спокойны, но, как сказал бы Скульптор, полны внутренней энергии и динамики. Взрослые застыли в неестественных позах. К нам едет ревизор?
— Дети, кто тише всех просидит пять минут, тот уедет кататься на паровозе. А кто будет вертеться и разговаривать — тот вообще никуда не поедет и останется сидеть дальше.
Барельеф с профилем товарища Сталина давно затерли побелкой. Откуда же я про него помню?


При проведении спасательных работ медицинская помощь детям и их эвакуация из очага поражения производится в первую очередь.

Здесь была наша школа. Теперь ее нет. Наверно, пока мы сидели в метро, на нас напали те самые фашисты. Там, где стоял дом, теперь бегают люди в масках. Вот двое вытащили девушку-старшеклассницу. Другие пытаются разобрать завал и бранятся, потому что боятся, что не успеют спасти тех, кто остался внизу. Мы почему-то совсем не думаем о том, какая тяжелая служба у этих людей. Этот страшный сон я все чаще вижу... по телевизору. Все телевизоры нужно разбить молотком и выбросить к чертям!

Окончание доступно по ссылке "Сны на тему гражданской обороны. Окончание."




Цитируются: Гражданская оборона СССР. Комплект из 19 плакатов.
Автор А.Г.Рахманин. Художник Н.М.Кузьмин. Редактор О.Ю.Бриллиантов
Художественный редактор В.П.Скибина. Технический редактор Г.А.Кузнецова
Ордена Трудового Красного Знамени Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва 1979 год.
Тираж 100 000 экз., Воениздат, 1979

Идея, оформление, тексты - Николай Кружков

Оригинал: http://retrofonoteka.ru/sovarch/go/go-1.htm.




_
Tags: Агитация, Искусство, Рисунок, Скопировано
Subscribe
promo komariv january 8, 2015 11:49 12
Buy for 100 tokens
Ракетные войска стратегического назначения, образованные 17 декабря 1959 года, стали самым молодым видом вооруженных сил Советского Союза. И самым секретным. Если о других видах и родах войск написано достаточно книг, существуют интернет-источники популярной направленности, то РВСН пока остались в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments