
Советский Союз имел на вооружении два типа стратегических бомбардировщиков-носителей крылатых ракет: Ту-95МС и Ту-160. Эти самолеты находятся на вооружении ВВС России и сейчас. У читателя имеется уникальная возможность не просто взглянуть на них поближе, но и попасть в кабины этих монстров ядерной эпохи, объединивших в себе три величайших достижения двадцатого века: самолет, управляемую ракету, и ядерный боеприпас.
1.

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС.
2.

Ту-95МС является модификацией стратегического бомбардировщика Ту-95, поступившего на вооружение в далеком 1956-м году.
3.

Ту-95МС несет шесть ракет Х-55 на дальность свыше шести тысяч километров. При необходимости применяется дозаправка топливом в воздухе.
4.

Крылатая ракета Х-55. Дальность пуска 2500 км. Боевая часть ядерная, мощность 200 килотонн. Фото из авиамузея в Виннице.
5.

Перед нами один из Ту-95МС-16 1006-го тяжелого бомбардировочного полка ВВС СССР, впоследствии перешедшего Украине.
6.

Один из четырех двигателей НК-12МП мощностью 15000 лошадиных сил каждый. Такая силовая установка делает самолеты Ту-95 самыми быстрыми винтовыми самолетами в мире.
7.

Вид сзади.
8.

Опознавательный знак на киле.
9.

Кормовая артустановка. Тут, в задней кабине, находится рабочее место стрелка.
10.

Пара пушек ГШ-23.
11.

Остальные члены экипажа, кроме стрелка, занимают места в передней кабине через нишу носового шасси.
12.

В кабине. Слева место радиооператора, справа бортинженера. Впереди располагаются летчики. Слева за кадром место оператора вооружения, за спиной фотографа место штурмана.
13.

Место командира. Кресла экипажа не катапультные, потому достаточно большие и удобные.
14.

Приборное оборудование места командира...
15.

...и второго пилота.
16.

Вид на двигатели с места второго пилота.
17.

Место бортинженера. Справа вверху видно рабочее место штурмана. Справа внизу входной люк.
18.

Рабочее место штурмана.
19.

Кабина просторная, да и сам самолет немаленький. Над человеком в красной футболке видны створки бомбоотсека. Люди, чьи рабочие места описаны выше, имели целью достичь указанного квадрата и выпустить оттуда шесть крылатых ракет.
20.

Вдали, за Ту-95МС, Ту-22КП, и Ту-22М3 находится "Белый лебедь", стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160.
21.

Ту-160 на вооружении с 1987-го года. Он способен нести 12 ракет Х-55 или 24 ракеты Х-15 на дальность 6000 км, при этом есть возможность проведения дозаправки в воздухе. Также самолет может нести авиабомбы весом до 40 тонн.
22.

Перед нами Ту-160 184-го гвардейского тяжелого бомбардировочного авиаполка, дислоцировавшегося в Прилуках.
23.

24.

Самолет оснащен четырьмя двигателями НК-32 тягой по 25000 кгс.
25.

Носовая часть и воздухозаборники двигателей.
26.

Правая мотогондола и элемент крыла с изменяемой стреловидностью. Интересный момент: при складывании крыла его внутренний элемент его подвижной части не прячется в фюзеляж, а принимает вертикальное положение, образуя аэродинамический гребень.
27.

Пара бомбоотсеков. В каждом из них может размещаться шесть ракет Х-55 либо Х-55СМ (вариант с увеличенной до 3000 км дальностью), или 12 ракет Х-15.
28.

Ракета Х-15. Дальность пуска до 280 км. Боевая часть ядерная, мощность до 300 килотонн. Также существует противорадиолокационный вариант ракеты с дальностью стрельбы 150 км и осколочно-фугасной боевой частью весом 150 кг. Фото из авиамузея в Виннице.
29.

Носовая часть крупным планом. Виден оптический бомбоприцел.
30.

Экипаж, как и на Ту-95, занимает свои места через нишу носового шасси.
31.

Непосредственно к рабочим местам экипажа ведет длинный коридор, где расположено различное оборудование.
32.

В том числе, кипятильник и электродуховка. Самолет проводит в воздухе много часов, и обеспечение комфортных условий работы экипажа - очень важная задача.
33.

Места штурмана-оператора и штурмана-навигатора. Значительная часть приборного оборудования снята.
34.

Приборное оборудование кабины летчиков. Обращает внимание применение не штурвалов, а ручек управления, как на истребителях.
35.

Катапультное кресло второго пилота. В отличии от Ту-95, в аварийной ситуации экипаж Ту-160 может покинуть машину катапультированием, что значительно повышает шансы на выживание.
36.

Ту-95МС, Ту-22КП, и носовая часть Ту-22М3. Вид с места второго пилота.
37.

На вооружении ВВС Украины Ту-160 больше нет. В начале 2013-го года 16 таких самолетов состояло на вооружении ВВС России.
_
Journal information