komariv (komariv) wrote,
komariv
komariv

Categories:

Организация городского движения

В последнее время часто приходится вступать в дискуссии по поводу организации дорожного движения в городе. Так возникла потребность высказать свое видение данного вопроса. Разместив его таким образом, чтобы оно постоянно было под рукой. Лучше места, чем данный блог, не было. Значит, тексту быть.

Итак, сначала разберемся, кто принимает участие в дорожном движении.

Пешеходы.
Каждый водитель или пассажир некоторое время является пешеходом. Невозможно привезти каждого под двери его дома. Не говоря о том, что многие бытовые вопросы, например, поход в магазин или школу, часто могут быть решены вовсе без привлечения транспорта. В конце концов, гулять пешком просто полезно. Отсюда сразу же первый вывод: пешеходам нужно обеспечить возможность свободного передвижения, при этом приоритет пешехода в городском трафике самый высокий.

Разумеется, пропускная способность тротуаров не безгранична. Мало того, она снижается в зимнее время за счет сугробов, а в дождливое время за счет луж. Кроме того, маршруты движения пешеходов пересекаются автодорогами и подъездными путями для автомашин к предприятиям или во дворы. Плюс к тому – иногда определенные работы или погрузку/выгрузку машин невозможно произвести без заезда машин на тротуар. Поэтому тротуары должны быть достаточно широкими, оснащенными эффективной ливневой канализацией, а в зимнее время своевременно очищаться.
Пешеходные переходы должны быть расположены с такой частотой и быть такой ширины, чтобы обеспечить нормальную скорость движения пешехода без значительных затрат времени и сил на дорогу к переходу и обратно. Если тротуары будут узкими и неудобными, а пешеходные переходы будут далеко, это приведет к попаданию людей на проезжую часть, что резко снижает их безопасность.

Среди пешеходов бывают дети, которые недостаточно ответственно относятся к дорожной обстановке. Бывают больные, пьяные, и просто не знающие правил дорожного движения люди. Поэтому идеальный пешеходный переход, как и тротуар, должны предусматривать физическую невозможность пешеходу попасть под колёса. Переходы должны быть наземными или подземными, а тротуары оснащаться отбойниками.
Конечно же, не всегда это возможно. Как и постройка тротуаров нужной ширины. Однако к тому нужно стремиться.

Транспорт, движущийся по проезжей части.
Эта группа участников дорожного движения состоит из нескольких подгрупп. Однако все они используют общую проезжую часть, поэтому подчиняются некоторым общим закономерностям.
Какой должна быть скорость движения транспортного средства? Естественно, она должна быть безопасной исходя из сложившихся дорожных условий. Именно для этого в городе установлена максимальная скорость 50 км/ч. Но то максимальная, а средняя?

Логично, что если городской автобус будет ехать быстрее, он сможет совершить за смену больше рейсов и таким образом сэкономить затраты транспортной компании. Более того, пассажиры быстрее попадут куда им нужно.
Если машина, доставляющая товар в магазины, будет двигаться быстрее, то за один рейс она успеет развезти товар в большее количество магазинов. Значит, для развозки либо понадобится меньше машин, либо при том же количестве транспорта он развезет товар раньше и быстрее освободит улицы.
Если личная автомашина будет ехать быстрее, ее водитель больше успеет по работе или сможет уделить больше внимания семье.

Во всех случаях чем меньше времени транспортное средство проводит в пути, тем меньшее время оно является средством повышенной опасности. Так как стоящая на месте машина не несет опасности практически никакой.
Время, проведенное в дороге, это, как правило, потерянное время. Когда человек едет, он не производит материальные блага либо полноценно не отдыхает. Значит, целью организации дорожного движения должна быть максимальная экономия времени его участников. Достичь этого можно только одним способом – обеспечением максимальной средней скорости потока транспортных средств.

Каким образом можно увеличить скорость потока?
Во-первых, дорожное покрытие должно само по себе быть достаточно качественным. Чтобы выбоины не тормозили транспорт.
Во-вторых, организация движения должна быть правильной. Наземных пешеходных переходов должно быть по возможности меньше, а пересечений проезжих частей на одном уровне вообще быть не должно. Проезд перекрестков должен быть интуитивно понятен даже водителю, который в городе впервые. Иначе будут и аварии, и снижение скорости просто для того, чтобы понять, как проехать.
В-третьих, количество полос для движения по дороге должно быть максимально возможным (в разумных пределах). Чем больше полос, тем меньше нагрузка на каждую из них. Кроме того, при аварии на одной из полос, нагрузка на оставшиеся свободными возрастает тем меньше, чем полос больше. Соответственно, с увеличением количества полос снижается вероятность возникновения заторов.
В-четвертых, снизить нагрузку на дороги может снижение количества транспортных средств на ней. Иначе говоря, если можно избежать нахождения машины на загруженной дороге, так и надо делать.
Первый и второй факторы являются очевидными и дополнительных пояснений не требуют. К третьему вернемся чуть позже. Для четвертого необходимо разобрать, какие же транспортные средства не могут не ездить по перегруженным дорогам, а какие следует пустить в объезд. Для этого нужна небольшая классификация.

Итак, что же ездит по городским дорогам?

1. Общественный транспорт.
Трамваи, троллейбусы, автобусы, маршрутные такси. Они обслуживают людей, и потому ездят там, где их много. Конечно же, следует искать пути рационализации маршрутов, избегания дублирования, и т. п. Однако общественный транспорт должен быть в наиболее людных районах уже просто по своей природе. Он перевозит максимальное количество пассажиров. И поэтому приоритет общественного транспорта самый высокий.

2. Машины, обслуживающие предприятия.
Доставка товара, ремонтники, строители, просто авто различных организаций. Понятно, что такой транспорт будет ездить там, где есть обслуживаемые им предприятия. Однако он, в отличии от общественного, имеет возможность выбирать маршрут движения таким образом, чтобы частично избежать наиболее людных мест и, как следствие, наиболее загруженных улиц.

3. Транспорт, задействованный в междугородних перевозках.
С ним совсем всё просто. Такие автомобили и автобусы должны при первой возможности покидать пределы города. Обслуживаемые ими предприятия и автовокзалы должны быть размещены так, чтобы по пути к ним можно было избежать жилых районов.

4. Личный автотранспорт.
К данной категории отнесем те автомобили, которые не используются в рабочее время. Они заполняют дороги утром, при движении на работу, и вечером, при движении с работы. Кроме того, днём такие машины часто стоят у тротуаров, используя правую полосу для парковки. Таким образом фактически сужая проезжую часть.
В идеале их должно быть как можно меньше. Однако реальность далека от идеала. Часто использование собственной автомашины позволяет добраться до работы быстрее и комфортнее, чем на общественном транспорте или пешком. Особенно в плохую погоду. Кроме того, нередко практикуется использование личного авто в рабочих целях, таким образом машина становится обслуживающей предприятие.

К тому же, часто возле организаций есть и жилые дома с проживающими в них автовладельцами. Поэтому возможное ограничение движения частного автотранспорта являлось бы ущемлением прав и возможностей жильцов. Человек с автомобилем максимально мобилен, а значит может принести обществу больше пользы. Одновременно с этим, массовое использование автомобилей вызывает снижение скорости общего потока транспорта, что недопустимо.
Поэтому идеальный город – тот, где условия для использования личного автомобиля наиболее простые. И при этом еще рациональнее, чем собственной машиной, пользоваться общественным транспортом.

Отсюда следует вывод: автомобилистам необходимо обеспечить максимальные возможности для движения без использования ими загруженных улиц, при этом в местах работы и проживания должно быть создано достаточное количество паркомест. Сами паркоместа должны находиться на разумном удалении от мест работы/проживания людей и быть бесплатными либо платными по разумным тарифам. При этом должны быть обеспечены условия для сохранности оставленных автомашин.

5. Велосипеды.
Пользование велосипедом укрепляет здоровье велосипедиста. И позволяет ему избежать езды в собственном автомобиле либо в общественном транспорте. Велосипед экономит место, занимаемое автомобилем на дороге и на стоянке. Велосипед не производит вредных выбросов. Одновременно с этим, при решении вопроса проектирования автодорог на уровне города выявляются и недостатки данного вида транспорта.

Велосипедист при движении по автодороге общего пользования тормозит поток, поскольку ехать со скоростью машин не может. Кроме того, высока вероятность его не заметить при неблагоприятной дорожной обстановке. Специально же выделенные велодорожки требуют дополнительного места для их обустройства, что вызывает сужение проезжей части либо тротуара. Кроме того, велосипед не всепогоден. Зимой или в дождь его владелец пользуется авто или общественным транспортом, что требует от города заботы о таком жителе и как о велосипедисте, и как об автовладельце либо пассажире общественного транспорта.

Велосипедистов нужно поддерживать. Однако не в ущерб остальным участникам движения. Велосипед не перевозит пассажиров и сколько-нибудь значимый груз, тем более не круглый год. Поэтому приоритет этого вида транспорта самый низкий. В целях безопасности велосипедистам нужно организовать велодорожки там, где это возможно без критического сужения тротуара или снижения количества полос на проезжей части. Если это невозможно, велодорожки должны прокладываться по альтернативным маршрутам.

Теперь, когда нам понятны общие закономерности, рассмотрим, как же нужно организовывать движение в городе.
Строящиеся «с нуля» районы изначально нужно проектировать таким образом, чтобы ширина дорог имела определенный запас. Потому, что:
Во-первых, перспективное новое строительство через уже через 5-10 лет может привести к увеличению трафика по имеющимся улицам.
Во-вторых, ухудшение погодных условий и/или аварии могут временно сузить пропускную способность дороги. Если она недостаточно широка, высока вероятность заторов.
В-третьих, заторы где-либо на одной дороге приведут к перераспределению потока на соседние с ней.
Конечно же, при выборе количества полос, следует придерживаться принципа разумной достаточности. Излишне широкая дорога — это нерациональное использование общей площади района.

Какой должна быть проезжая часть?
Напомним основное правило организации движения – максимальная скорость потока при обеспечении безопасности пешеходов. Поэтому устройство лежачих полицейских и иных средств принудительного снижения скорости допустимо только там, где замедление одиночного автомобиля незначительно затормозит общий поток. То есть на улицах без плотного трафика. Во всех иных случаях нужно организовывать над- и подземные переходы. Там, где это невозможно, вместо средств принудительного снижения скорости лучше организовать светофорный переход с хорошей видимостью во все стороны – чтобы избежать внезапного возникновения транспортного средства в поле зрения.

Лежачие полицейские, островки безопасности, и т. п., если без их обустройства обойтись нельзя, должны быть выполнены таким образом, чтобы их было видно издалека. С тем чтобы они не провоцировали водителей резко менять траекторию движения или тормозить. Иначе вместо снижения опасности они приведут к ее возрастанию.

Устройство выделенных полос для общественного транспорта целесообразно только там, где эти полосы будут практически всегда загружены. В противном случае, транспортные средства, которым будет запрещено ехать по ним, поедут в другом месте и могут создать заторы в то время, когда полосы для общественного транспорта будут пустовать.
Как и в случае со средствами принудительного снижения скорости, полосы для общественного транспорта не должны возникать перед водителем внезапно, принуждая его к резким маневрам. Об их появлении на дороге нужно информировать знаками заранее и в явной форме.

Важнейшим вопросом, который решается как при проектировании новых районов, так и при организации движения в городе в целом, является увязка движения между районами. Рассмотрим условный город, где есть три района: «А», «Б», и «В». При этом они расположены таким образом, как это указано на рисунке, и соединены дорогами «1», «2», и «3». Вокруг города проходит окружная дорога «4», на которую из района «Б» выводит дорога «5».

Город

При движении мимо города транзитного транспорта его поток необходимо направить по окружной «4», не допуская в жилые районы. Иначе дороги внутри города будут дополнительно загружены транспортом, которому там находиться не нужно.

В случае, если осуществляется движение потока машин из района «А» в район «В», нужно рассмотреть возможность направить его по дороге «3», хотя она и несколько длиннее суммарной длины дорог «1» и «2». Выигрыш во времени, а возможно и экономия топлива, достигается отсутствием на дороге «3» транспорта, который находится внутри района «Б», а также внутрирайонных перекрестков и пешеходных переходов.

Более того, руководству нашего условного города следует проанализировать пассажиропоток. Если значительная часть жителей перемещается между районами «А» и «В», а заезжать в район «Б» им без нужды, имеет смысл часть маршрутов общественного транспорта также пустить по дороге «3».
Кроме всего прочего, правила дорожного движения позволяют при помощи знаков повышать скорость движения внутри города выше установленной по умолчанию. В случае с дорогой «3» такая возможность может быть использована. Разумеется, в случае обеспечения безопасности.

Автовокзал можно разместить в любом из трех районов. При этом если он будет в районах «А» или «В», то строить его нужно как можно ближе к окружной дороге «4», а если в районе «Б», то ближе к дороге «5». Этим же принципом следует руководствоваться при размещении складов и предприятий, использующих крупногабаритный междугородний транспорт.
В противном случае внутригородские дороги получат дополнительную загрузку транспортом, который быть внутри города не должен. Если же водители из районов «А» и «В» будут перемещаться между ними не по дороге «3», а через район «Б», то они рискуют потерять в возникших по их вине заторах больше времени и топлива, чем если бы поехали в объезд.

Наш пример иллюстрирует простое правило: дорожное движение в городе должно быть организовано таким образом, чтобы внутри районов находились только те транспортные средства, которые нужны непосредственно в этих районах. Только так может быть достигнута максимальная разгрузка дорог. Для этого необходимо построить достаточное количество магистральных путей в объезд крупных жилых массивов и провести соответствующую информационную работу среди водителей.

В районах городов, построенных ранее, не всегда можно расширить улицы до необходимого числа полос. Чаще это сделать невозможно. Не всегда получится и достичь на уже построенных улицах максимальной скорости потока транспорта. Поэтому единственным выходом для облегчения ситуации в таких районах является грамотная организация их объезда.

Выводы:
1. Город должен быть доступен и безопасен для пешеходов.
2. При строительстве новых районов и реконструкции существующих, дорожная сеть должна проектироваться исходя из требования обеспечения максимальной скорости потока транспорта.
3. Искусственное замедление потока ведет к снижению продуктивности экономики города и повышению опасности на дорогах.
4. Автомобилистам нужно обеспечить максимальные возможности без ущерба для общественного транспорта.
5. При этом общественный транспорт может заменить автомобильный только при повышении скорости его движения и улучшении комфорта.
6. Единственная действенная возможность снижения нагрузки на дороги внутри районов – строительство эффективных путей в объезд. Внутри района не должно быть «лишнего» транспорта.

_
Subscribe
promo komariv january 8, 2015 11:49 12
Buy for 100 tokens
Ракетные войска стратегического назначения, образованные 17 декабря 1959 года, стали самым молодым видом вооруженных сил Советского Союза. И самым секретным. Если о других видах и родах войск написано достаточно книг, существуют интернет-источники популярной направленности, то РВСН пока остались в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments