Особо из этого списка выделяются ставки немецкого главного командования. Конечно же, всем известна ставка Гитлера "Вервольф" под Винницей. О ее родной сестре, расположенной рядом ставке Геринга "Штайнбрух", знают лишь любители военной фортификации. Сегодня мы восполним этот пробел и откроем для себя новую страницу в истории Виннитчины.

По-немецки "Steinbruch" - это каменоломня. Название ставке дал Черепашинецкий карьер, находившийся поблизости. Строительство производилось параллельно со строительством ставки Гитлера. Кстати, разрушены они тоже были вместе, в марте 1944-го года. Чтоб нашим не достались.
В посте использованы фото разного времени, а также составленные на основе полевых выходов схемы. С фортификационно-инженерной точки зрения ставка описана по этой ссылке, мы же рассмотрим ее с точки зрения походно-туристической.
Находится объект нашего посещения вблизи станции Гулевцы в лесу. Найти его проще простого, особенно если есть схема. У нас она есть:

1. Схема расположения ставки Геринга.

2. Выходим из электрички "Жмеринка-Казатин" и вперед, по подводящей ветке. Раньше этого тупика не было, а рельсы вели прямо на ставку.

3. Взгляд назад. Кстати, рельсы еще помнят Геринга. Не верите? Приезжайте и посмотрите на годы производства.

4. Это в огородах. Фундамент подстанции. Кирпичную постройку в центре видите? Примерно там железнодорожная ветка входила в лес.

5. Фундамент крупным планом

6. Почему я все о ветках да о путях? А дело все в том, что ставка Геринга была выполнена в виде станции для штабного поезда. Немецкое командование жило и работало в поездах, которые стояли на насыпях в лесу (на схеме обозначены черным). Бункера служили для того, чтобы прятаться от воздушных налетов. Домики - в основном технические сооружения.

7. Входим в лес по уцелевшей автодороге (на схеме внизу слева) и видим избушку лесника.

8. Мы на первом видимом на схеме перекрестке лесных дорог. Смотрим направо...

9. ...а идем прямо. И видим спрятавшийся за деревом кусок железобетона.

10. Несколько минут пешком - и мы у руин первого бункера.

11. Иллюстрация размеров - раз, и чистоплотности некоторых граждан - два.

12. Кусок перекрытия. Железные листы нужны для того, чтобы, в случае попадания бомбы, бетон не осыпал укрывающихся в бункере людей градом осколков.

13. Осенняя природа и приятная компания преображают даже серые глыбы.

14. А во-он там уже виднеется центральная железнодорожная насыпь с остатками платформы.

15. Когда-то это и было платформой (на схеме в центре вверху). Размеры впечатляют. За фото спасибо

16. Разворачиваемся и идем по насыпи на юг, ко второму бункеру.

17. А вот и он. Вернее то, что осталось.

18. Вид снизу. На фото

19. То же место, но с точки зрения

20. Под этот бункер "черные археологи" прорыли шурф, ваш покорный слуга дает возможность ознакомиться с ним виртуально, не отходя от монитора. Немного ужасов на ночь: черное - это все мошки. Через секунду они полетят на свет моего фонаря.

21. Дальше идти нам на восток. Мимо колоритного обломка...

22. ...к кабельной траншее, в которой таится подземное сооружение.

23. Это внутри. По-домашнему уютно...

24. ...и загадочно.

25. Если пойти строго на юг, можно найти такое же, только маленькое.

26. Но мы на юг не пойдем, а вернемся к западной насыпи (на схеме слева). Вот так она выглядит. Прямо пойдем...

27...фундамент найдем.

28. В фундаменте труба. Еще с тех времен. Она видела самого... а впрочем, это канализация. Не будем говорить о том, что она видела.

29. Если идти по насыпи дальше - опять увидим избушку лесника. Фото сделано, правда, не с насыпи, а с той дороги, по которой мы входили. Все равно красиво.

30. Если есть канализация, значит, есть и очистные сооружения. А вот и их фундамент.

31. А неподалеку фундамент чего-то совсем непонятного и оттого загадочного.

32. Впрочем, на сегодня загадок хватит. Идем на станцию ждать электричку, которая увезет нас домой.
Journal information