komariv (komariv) wrote,
komariv
komariv

Category:

Самый большой "ракетный" автопоезд

Ракета 15Ж60 вобрала в себя все лучшее, что было в советском боевом ракетостроении. Она могла доставить к десяти целям на дальности более десяти тысяч километров десять боеголовок. Конструктивные решения, принятые при ее разработке, обеспечивали высокую выживаемость при нанесении противником упреждающего удара. При этом ракета относилась к "легкому" классу и могла быть массово развернута в позиционных районах взамен  "сотых" семейств.

В процессе создания ракетного комплекса очень много вопросов прорабатывлось впервые. В том числе, и как доставить ракету к пусковой установке. Оказалось, что готового ответа нет. До того шахтные ракеты перевозились незаправленными, и весили вместе с контейнером порядка 20 тонн, а то и менее. В том числе и легендарная "Сатана".
Твердотопливные РТ-2 и РТ-2П хоть и имели стартовый вес более 50 тонн, но их возили разобранными на части. Ракета 15Ж60 весила вместе с контейнером больше сотни тонн. И эту массу нужно было подвезти к каждой ракетной шахте, причем далеко не всегда по хорошей дороге.

1.
IMG_5671
Для перевозки ракеты был создан специальный автопоезд 15Т284, состоящий из четырех элементов:
- переднего тягача;
- подкатной тележки с электродвигателями;
- полуприцепа, перевозящего ракету;
- заднего тягача-толкателя.
Эту уникальную машину, а также агрегат-установщик ракеты 15У165 мы смогли осмотреть в музее РВСН Украины. О чем и рассказываем ниже.

Описание транспортно-перегрузочного агрегата (ТПА) 15Т284 с форума russianarms.ru:
"Конструктивно ТПА 15Т284 представлял собой уникальный четырёхзвенный автопоезд с активным полуприцепом. Состав ТПА: передний седельный тягач МАЗ-537Е (буксирующий), промежуточная активная седельно-подкаточная тележка, полуприцеп и задний седельный тягач МАЗ-537Е с тентованным кузовом (вспомогательный "толкач"). Масса транспортируемого изделия - 126 т. Седельно-подкаточная тележка и полуприцеп были 4-х осными. Каждый из них имел по четыре четырёхколесных тележки с двумя парами односкатных ведущих. Подвеска - независимая балансирная с гидропневматическими рессорами. Полуприцеп имел большой теплоизолированный кузов в котором располагался рельсовый путь и механизм перегрузки шагового типа. Изюминкой агрегата был электропривод всех колёс подкатной тележки. На каждой колесной паре подкатной тележки стоял тяговый электромотор (всего электромоторов было 8, т.е. все 16 колёс седельно-подкаточной тележки были ведущими. А это значит, что ведущими становились не только колёса седельных тягачей (переднего и заднего), но и буксируемого ими полуприцепа. В комплект поставки ТПА 15Т284 помимо двух основных тягачей, входящих в состав автопоезда, дополнительно включались два резервных автомобиля МАЗ-537Е для замены основных в случае выхода их из строя или по достижении ими максимально допустимого суммарного пробега в составе данного автопоезда. Размеры ТПА 15Т284 (с двумя седельными тягачами МАЗ-537Е): длина - 49,9 м, ширина - 4,5 м, высота - 5,8 м. Кроме того, конструкция агрегата обеспечивает установку и контроль положения машины относительно железнодорожного вагона, эстакады хранилища или установщика, а также контроль за механизмами стыковки и сцепки".

2.
IMG_5666
Передний тягач на базе МАЗ-537

3.
IMG_5703
В задней части - специальное оборудование автопоезда. В том числе электрогенератор.

4.
IMG_5660
Вид на подкатную тележку

5.
IMG_5661
Место стыковки подкатной тележки с полуприцепом. Возле колес видны электромоторы.

6.
IMG_5612
Вид на полуприцеп сзади

7.
IMG_5659
...

8.
IMG_5662
Подвеска

9.
IMG_5663
Технические надписи

10.
IMG_5611
Задний тягач-толкач на базе МАЗ-537. Дышло служит не только для сцепки, но и для синхронизации работы двигателей переднего и заднего тягачей.

11.
IMG_5653
Вид на кузов.

12.
IMG_5608
Для понимания размеров заметим, что диаметр шин тягача на 10-20 см меньше среднего роста мужчины.

13.
IMG_5627
Установщик 15У165

14.
IMG_5631
Вид сбоку

15.
IMG_5635
Вид сзади на установщик и одного хорошего человека

16.
IMG_5630
Справа видна ракетная шахта, где ранее стояла на боевом дежурстве ракета 15Ж60. А теперь это просто музей.

17.
IMG_5672
Два агрегата вместе.


Посмотреть на упомянутые агрегаты в работе можно по этой ссылке.
Для чего нужна и как используется пара "ТПА-установщик" можно прочитать по этой ссылке.

_
Tags: 43-я Ракетная армия, РВСН, РТ-23УТТХ, музей
Subscribe

  • Книга про Винницкий полк в электронном виде

    К празднику 23-го февраля ветеранские организации ракетчиков сделали нам подарок. Книга про 60-й ракетный полк (в/ч 89505, в/ч 99931) и…

  • О знамёнах частей РВСН

    Очень давно хотел получить подобные фото - и вот они. Режим секретности в Ракетных войсках стратегического назначения был серьёзным. Настолько, что…

  • Ракетное регламентное

    Перед нами передвижной агрегат регламента защитных устройств 15Т191. Говоря простым языком, это машина для обслуживания крышек ракетных шахт.…

promo komariv january 8, 2015 11:49 12
Buy for 100 tokens
Ракетные войска стратегического назначения, образованные 17 декабря 1959 года, стали самым молодым видом вооруженных сил Советского Союза. И самым секретным. Если о других видах и родах войск написано достаточно книг, существуют интернет-источники популярной направленности, то РВСН пока остались в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments