komariv (komariv) wrote,
komariv
komariv

Categories:

Ставка Геринга "Steinbruch". Подробное описание.

До недавнего времени о существовании ставки Геринга "Штайнбрух" мало кому было известно. И уж точно никто не знал о ее устройстве в подробностях. Группа винницких историков-энтузиастов в составе Павла Усатого, Виталия Скибенко, и Вашего покорного слуги несколько лет изучала эту ставку. В результате появился документ, который в несколько измененном виде опубликован ниже. Мы надеемся, что это поможет винничанам глубже познать историю родного края, а историкам-профессионалам - историю фортификации Второй Мировой войны.

1

Далее - собственно документ, подкрепленный фотографиями и схемами. Он является интеллектуальной собственностью авторов, и при цитировании или использовании фотографий либо схем ссылка на блог komariv.livejournal.com обязательна.


I. Географическое расположение ставки
_

Ставка Геринга "Steinbruch" (Штайнбрух) размещалась в 1 км севернее платформы Гулевцы в лиственном лесу, который находится в 5 км справа от шоссе Винница - Житомир.


II. Общее описание ставки
_

Объект был выполнен в виде стоянки для поездов командования. Его облик формируется вокруг трех железнодорожных путей, соединенных с подводящей веткой. Управление войсками происходило из поезда Геринга либо штабного поезда Люфтваффе, а сооружения ставки служили для обеспечения жизнедеятельности персонала в этих поездах.


Для подъезда к лесу, где находилась ставка Геринга, от железнодорожной магистрали Винница-Казатин была подведена железнодорожная ветка. Автодорога с территории ставки выходила на шоссе Винница-Житомир.



Общая схема
1. Общая схема размещения ставки

2
2. Подводящая ветка. Справа магистраль Жмеринка-Казатин.

III. Железнодорожные ветки
_

Железнодорожные ветки ориентированы с юга на север и расположены на искусственных насыпях, в составе которых присутствуют галька и щебень.

Западная насыпь короче остальных двух, имеет длину около 300 м от входа подводящего пути в лес, является его продолжением по прямой. Заканчивается бункером-бомбоубежищем.

_
Копирка
3. Схема центральной зоны ставки
_

От данной насыпи, западнее, отходит небольшое ответвление. Также параллельно ей западнее проходит насыпь из щебня, а восточнее из гальки. Данные насыпи уже железнодорожных, они относятся к автодорогам либо пешеходным дорожкам.

Центральная насыпь самая длинная из трех,  около 500 м. Заканчивается платформой длиной 75 м. На платформе имелось сооружение из кирпича. Ближе к платформе, с восточной стороны насыпи, расположены остатки бункера. Южнее бункера с восточной стороны насыпи к ней примыкают восемь кабельных вводов с интервалом между ними от 4 до 15 м.
_

6
4. Остатки платформы. Фото posterrr

       Восточная насыпь имеет в длину около 350 м и проходит близко к центральной. Заканчивается тупиком, недалеко от которого расположен кабельный приямок.
_

IV. Бункера ставки

На территории ставки обнаружены остатки двух бункеров, заглубленных в землю. Они были связаны между собой телефонным кабелем.

Западный бункер расположен у тупика западной насыпи, имел входной блок сложной конструкции. Толщина стен 2,5 м. Толщина перекрытия 2,6-2,8 м. Перекрытие оснащено жесткой противооткольной защитой, состоящей из двутавровых балок высотой 24 см, шириной основания 11 см и расположенных с шагом 33-34 см, а также  металлического листа толщиной 4 мм.

На входном блоке высота балки 20 см, ширина коридора меняется от 1,2 до 1,6 м.

В непосредственной близости от западного бункера обнаружена воронка диаметром примерно 10 м, в которой находится кусок перекрытия. Это свидетельствует о том, что сначала произошел подрыв, вызвавший появление данной воронки, а уже потом был подорван бункер. На  месте воронки находилось легкое сооружение, его следов не осталось.
_

4
5. Остатки западного бункера
_
Второй бункер расположен у центральной насыпи. От него сохранился угловой кусок основания и двух стен. В основании, на расстоянии примерно 20 см от верхней грани находится отрезок трубы диаметром 10 см: выход кабеля или водяная труба к составу на насыпи. В воронке на месте бункера обнаружены камни и куски кирпича.

5
6. Остатки восточного бункера
_

V. Сооружения на территории ставки
_

На юго-западной окраине центральной зоны найдены две площадки, посыпанные щебнем, возможно, автостоянки. Возле них находится фундамент из двух небольших (около 1,5 м ) Т-образных бетонных крестовин с расстоянием между ними 5 метров.

В непосредственной близости от входа железной дороги в лес имеется фундамент размерами 1,5 х 12 м с приливами, оснащенными анкерными болтами под агрегаты. Наличие рядом современных очистных сооружений свидетельствует о том, что тут располагалась насосная станция.

Севернее данного фундамента обнаружены остатки небольшого кирпичного сооружения  и сооружения с кирпичным фундаментом размером 10 х 15 м.

Восточнее тупика западной насыпи расположена воронка с кусками кирпича и бетона. На ее месте находилось наземное сооружение, которое было взорвано.
_

7
7. Фундамент насосной
_

Примерно у середины западной насыпи обнаружен бетонный фундамент небольшого (12 х 5,25 м) кирпичного сооружения, разделенного на три помещения. В одном из них есть кусок сливной трубы, что подтверждает наличие на ставке системы канализации.

Между западной и центральной насыпями находилось помещение с подвалом. Учитывая отходящие от него кабеля и близость кабельного приямка, это помещение относится к связным.

От кабельного приямка траншеи отходят к одной из площадок на юго-западной окраине ставки и к площадке в непосредственной близости от него. К этой площадке от дороги имеется подъезд с галечным покрытием.

На расстоянии примерно 260 м от точки вхождения подводящего пути в лес у центральной насыпи располагалось небольшое кирпичное строение, размеры 6 х 8-11 м.

Восточная насыпь заканчивается тупиком, недалеко от него  расположен кабельный приямок, от которого кабельная траншея ведет к подземному сооружению связи.
_

8
8. Кабельная траншея и вход в помещение связи
_

Данное сооружение представляет собой прямоугольник размерами 7 х 3 м, ориентировано перпендикулярно насыпям. Стены выполнены из кирпича, перекрытие бетонное, его толщина 0,25 м. В помещении 5-6 секций, разделенных кирпичными перегородками. Внутренние стены оштукатурены, покрыты обмазочной гидроизоляцией. В перекрытии два люка, один размерами 1,3 х 0,6 м, другой 1,9 х 0,6 м. Наверху находилась постройка из кирпича либо из дерева. Из данного сооружения кабель расходился в трех направлениях: к насыпям, к описанному выше кабельному приямку, в сторону железнодорожной магистрали.
_


9 9. Внутри подземного сооружения
_

Около кабельной траншеи между вышеописанным сооружением и насыпью находилось наземное сооружение из кирпича. По всей видимости, также имевшее отношение к связи.

Юго-восточнее найден земляной бугор, похожий на насыпь с колодцем. Возможно, тут располагалось техническое сооружение.

Вдоль восточного края ставки располагалось несколько (найдено cемь) типовых сооружений, от которых остались следы ленточного фундамента размерами 7х7 м.

На юго-восточной окраине найдено помещение, по конструкции аналогичное сооружению у тупика восточной насыпи, однако меньших размеров, примерно 2 х 4 м. От данного сооружения кабеля отходят в сторону села Гулевцы и в сторону железнодорожной магистрали.
_

10
10. Малое подземное сооружение
_

VI. Автомобильные дороги

_

Автомобильные дороги предназначены для обеспечения деятельности ставки и обслуживания штабных поездов. По периметру ставки проложена кольцевая автодорога. Внутри периметра центральная автодорога ориентирована север-юг, проходит между центральной и восточной насыпями. Ею можно пользоваться вне зависимости от наличия поездов на насыпях. Недалеко от разветвления железнодорожных насыпей у центральной дороги имеется две щебневые площадки. Предположительно, стоянки для автомобилей

От кольцевой дороги у западного бункера до центральной проложена дорога, пользоваться которой также можно вне зависимости от наличия поездов. Внутри периметра есть еще две дороги, сориентированные  восток-запад. Ими можно было воспользоваться только если поездов на насыпях не было.

Также на территории ставки имелась сеть подъездных путей и дорожек, которые в настоящее время утеряны.
_

11
11. Фундамент наземного сооружения
_
VII. Телефонная и радиосвязь в ставке
_

В основном, связное оборудование располагалось в специализированных железнодорожных вагонах. Находящиеся на территории ставки подземные сооружения предназначались для поддержки связной аппаратуры поездов.

Согласно акту обследования ставки Гитлера группой Рогатнева, связь ставки Гитлера с городом Винницей и главной квартирой Геринга, находившейся в 22 км к северу от ставки Гитлера, осуществлялась также 20-парным кабелем, подвешенным на столбах. Кабель, подходящий с Винницы, снижался по столбу и под землей подходил к телефонной станции ставки Гитлера, откуда возвращался на соседний столб, подвешивался на столбах вдоль шоссе с направлением на Житомир.

На ставку Геринга от ставки Гитлера были подведены: один 20-парный бронированный кабель, два телефонорадиокабеля размером 10x2x0,7 и одна пара воздушных проводов.

Один или несколько вагонов личного поезда Геринга и поезда штаба Люфтваффе были оборудованы мощными для своего времени радиостанциями.

12
12. Фрагмент перекрытия бункера. Видна противооткольная защита.
_
VIII. Силовое хозяйство ставки
_

Согласно акту Рогатнева, в результате допроса арестованного органами НКГБ директора электростанции г. Винницы, установлено, что от Винницкой электростанции ставки Гитлера и Геринга потребляли электроэнергию мощностью до 60 кВт при высоком напряжении в 6500 вольт и токе 6 ампер.

Трансформаторная подстанция ставки Геринга находилась южнее леса, о чем было сказано выше. Согласно книге "Секретные ставки Гитлера":" Трансформаторные подстанции были оснащены 60 и 90 кВт оборудованием. Аварийными источниками питания были два 175 кВА дизель-генератора с 40 кВА резервным, в защищенном от осколков помещении".

По свидетельствам местных жителей, южнее ставки, у подводящего пути, имелась станция зарядки аккумуляторов. Около указанного места ее расположения имеется железобетонный фундамнет с анкерными болтами. Вероятно, обнаруженный фундамент является фундаментом генераторной или трансформаторной.

Также, по свидетельству местного жителя, рядом с указанным фундаментом имелся еще один, также предназначенный для электротехнических агрегатов. Этот фундамент был удален после войны.

13
13. Фундаменты у подводящей ветки.



Источники информации:

Frans W. Seidler & Dieter Zeigert  Hitler’s secret headquaters: the fuhrer’s wartime bases from the invasion of France to the Berline bunker / translated by Geoffrey Brooks, London, Greenhill books

Яровой А.Ф. Волчьи логова: Адольф Гитлер на войне, в политике, в быту. — М.: Детектив-Пресс, 2002

Справка о результатах оперативного обследования бывшей ставки Гитлера близ г. Винницы оперативной группой НКГБ СССР под командованием Рогатнева

Свидетельства местных жителей

Собственные наблюдения участников исследования

Tags: steinbruch
Subscribe
promo komariv january 8, 2015 11:49 12
Buy for 100 tokens
Ракетные войска стратегического назначения, образованные 17 декабря 1959 года, стали самым молодым видом вооруженных сил Советского Союза. И самым секретным. Если о других видах и родах войск написано достаточно книг, существуют интернет-источники популярной направленности, то РВСН пока остались в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments