komariv (komariv) wrote,
komariv
komariv

Category:

В объективе ЦРУ: Винницкий аэродром

Перед нами отчет ЦРУ от 11.10.1951 г., посвященный Винницкому аэродрому. Некоторые места в оригинале скрыты, и потому структура документа вызывает вопросы. Очевидно, 18 пунктов основного текста это свидетельства нескольких  агентов либо одного агента в разное время. После них приводятся комментарии скрытого автора документа либо рецензента. Время сбора информации - с мая 1945 до марта 1949 г. Иллюстрации: шапка документа и прилагаемая к нему схема.

Из интересностей: упоминания лагеря военнопленных, дислоцированной на аэродроме авиации и ее использования, а главное - достаточно подробное описание винницкого авиаремонтного завода тех лет.

Перевод с английского выполнен Вашим покорным слугой. Ниже непосредственно текст отчета.

Титулка

1. Аэродром находился восточнее Винницы (28° 29’ E / 49° 14’ N) Украинской ССР. Несколько ангаров, некоторые из которых были разрушены, находились на краю аэродрома. Около 100 двухмоторных самолетов и 30 бипланов были расположены на поле. Над летным полем наблюдалась группа парашютистов, десантирующихся из двухмоторных самолетов.

2. Территория была огорожена, имелось два помещения для сборки, стенды для проверки двигателей, и железнодорожная ветка в 1 км западнее поля.
Авиадвигатели, крылья, и фюзеляжи прибывали по железной дороге.
Истребители собирались в помещениях для сборки, и затем буксировались на летное поле тракторами.

3. Бомбометание с двухмоторных самолетов производилось на полигоне в 10 км западнее Гнивани, в 30 км на юго-запад от Винницы.

4. Аэродром находился восточнее Винницы, севернее юго-восточной дороги и одноколейной железнодорожной ветки. Летное поле площадью около 1 кв. км не имело ни взлетно-посадочных полос, ни рулежных дорожек. Некоторые ангары и постройки были разрушены. Более подробная информация в приложении.

5. Летная активность: постоянная выброска парашютистов из двухмоторных самолетов группами до девяти машин. Из каждого самолета прыгает от восьми до десяти человек. Испытательные и групповые полеты на истребителях и учебные полеты на бипланах.

6. Авиационный завод со стендом для испытания двигателей находился западнее летного поля, юго-западнее лагеря военнопленных (см. приложение). Истребители собирались либо капитально ремонтировались на этом заводе.

Описание типа истребителя: рядный двигатель с радиатором, трехлопастный пропеллер, крылья с заостренными законцовками, немного изогнуты у фюзеляжа и потому в небольшой степени двугранные, шасси убираемое назад.

Самолеты окрашивались распылителем, крылья были отстыкованы, затем доставлялись на аэродром, где их собирали и облетывали. От тридцати до тридцати пяти окрашенных распылителем фюзеляжей постоянно находились у стенда для испытания двигателей.

7. Полигон для бомбометания находился примерно в 40 км юго-западнее Винницы. Самолеты заходили на него с севера для выполнения практического бомбометания.

8. Ангары на северо-западном краю аэродрома были разрушены. С ними имелось железнодорожное сообщение.

9. Примерно 150 двухмоторных транспортных самолетов c далеко выступающей носовой частью и однокилевым хвостовым оперением и несколько бипланов находились на поле. Прыжки с парашютом отрабатывались на двухмоторных самолетах. С каждого самолета прыгало по 13 парашютистов. Летом и осенью 1948 года проводились ночные полеты.

10. Авиаремонтный завод с двумя ремонтными ангарами, столярной мастерской, навесами, и стендом для испытания двигателей находился в западной части аэродрома, возле лагеря военнопленных. Примерно 200 работников были задействованы там в марте 1949 г. На этом заводе обслуживались только одномоторные самолеты. В среднем 40 требующих ремонта самолетов стояли там, некоторые без двигателей, остальные без крыльев. Самолеты буксировались автомобилями.

11. Аэродром, примерно в 2 км восточнее города, и немного севернее дороги на Гайсин (29° 23’ E / 48° 48’ N) был тяжело поврежден. Работы с полученными за несколько раз стройматериалами, предназначенными для работ на летном поле, не начинались. Площадь поля примерно 3 кв. км. Четыре или пять разрушенных ангаров находились в северо-западном углу. Узкоколейная полевая железнодорожная ветка проходила от железнодорожной станции до южного края поля.

12. От 30 до 35 четырехмоторных самолетов находилось на аэродроме.
Описание: низкорасположенное крыло, однокилевое оперение, выступающая кабина с круговым обзором, задняя стрелковая точка, нижняя турель.

Прыжки с парашютом (по 20 человек с каждого самолета) были прекращены в середине 1947 года.

13. Авиаремонтный завод западнее поля состоял из четырех легких деревянных построек, каждая примерно 8 х 20 метров, c мастерскими и стендом для испытания двигателей. Там находилось от 35 до 45 Ме-109 немецкой сборки с демонтированными крыльями.

14. Сооружения барачного типа южнее ремонтного завода, немного севернее главной дороги в город, были разрушены за исключением трехэтажного каменного дома размерами примерно 16 х 80 м, который был занят.

15. Аэродром восточнее Винницы имел летное поле размерами примерно 1500 м с запада на восток и 1000 м с севера на юг. В северо-западной части поля находилась бетонированная площадка размерами примерно 40 х 400 м.

16. Поле было занято примерно 50-ю однодвигательными истребителями (по рассказам военнопленных – Як-7) и примерно 50-ю двухдвигательными самолетами. Прыжки с парашютом производились с двухмоторных самолетов, как правило вечером. С каждого самолета прыгало по 20 человек. Производились дневные и ночные полеты авиации, индивидуальные и групповые.

17. Ремонтный завод площадью 150 х 300 метров находился в 1 км западнее летного поля. Он состоял из:
а). Ремонтного ангара, 20 х 50 метров, разделенного на две равные секции.
б). Двух складов, 20 х 30 метров каждый.
в). Двух стендов для испытания двигателей.

Только однодвигательные самолеты, которые должны были быть оснащены новыми двигателями, находились между ремонтным ангаром и складами. Примерно раз в неделю один груженый двигателями железнодорожный вагон подавался на подъездную ветку. Двигатели выгружались недалеко от лагеря военнопленных и доставлялись в ремонтный ангар.

18. Три четырехэтажных барака, 20 х 100 метров каждый, находились южнее ремонтного завода и были заняты солдатами военно-воздушных сил, обслуживающих аэродром.

(Скрыто) комментарий:

а. Местонахождение аэродрома и ангаров достоверно отображено на прилагаемом рисунке (собственное мнение). Данные по занятости поля и типам самолетов, некоторые из которых различаются, отображены на прилагаемом изображении:

(1) Поле занято частью, готовящей парашютистов. Десантирование происходит из двухмоторных самолетов «Дуглас». В среднем по 10 человек прыгает из каждого самолета, в боевых условиях это количество достигает 13-ти.

(2) Из данных в отчете нельзя сделать вывод о том, базируются ли на аэродроме также Ил-12. Информация о наличии четырехмоторных самолетов представляется невероятной.

(3) Истребительный либо учебный истребительный авиаполк, оснащенный истребителями марки Як, вероятно дислоцируется в Виннице, дополняя транспортную часть, обслуживающую парашютистов. Отчет не определяет тип самолетов как Як-7, Як-9, или Як-3.

б. Выглядит сомнительным, что практическое бомбометание на Гниванском полигоне проводилось частями с Винницкого аэродрома. Другой аэродром находится в 25 км северо-западнее Винницы, в районе Калиновки, его взлетно-посадочная полоса построена во время немецкой оккупации. Об этом аэродроме не имеется ни одного послевоенного отчета.

Прилагаемая иллюстрация:

Схема1
Условные обозначения:
1. Пост дорожной службы
2. Метеорологическая и радиостанция
3. Бараки (один из них восстановлен и занят ВВС)
4. Авиационный завод со стендом для испытания двигателей
5. Бараки, занятые Советской Армией
6. Лесопилка
7. Зернохранилище
8. Свалка запасных частей к самолетам
9. Бараки ВВС
10. Лагерь военнопленных №7062/19
11. Склады
12. Гараж
13. Станция управления полетами
14. Полигон для бомбометания


Ссылки на источники информации (pdf):
Текст документа: https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP82-00457R008900150008-4.pdf
Прилагаемая иллюстрация: https://www.cia.gov/library/readingroom/docs/CIA-RDP82-00457R008900150009-3.pdf

_
Tags: Авиация, Винница, Военные
Subscribe
promo komariv january 8, 2015 11:49 12
Buy for 100 tokens
Ракетные войска стратегического назначения, образованные 17 декабря 1959 года, стали самым молодым видом вооруженных сил Советского Союза. И самым секретным. Если о других видах и родах войск написано достаточно книг, существуют интернет-источники популярной направленности, то РВСН пока остались в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments