komariv (komariv) wrote,
komariv
komariv

Categories:

Утилизация крылатых ракет воздушного базирования Х-55 (СМ) на территории Украины

Обратите внимание на места хранения Х-55 и Х-55СМ. Базовая Х-55 предназначалась только для Ту-95МС, а вот вариант с увеличенной дальностью Х-55СМ - для Ту-160.
И да, кто знает, что такое 1-й и 2-й боекомплект?
Оригинал взят у diana_mihailova в Утилизация крылатых ракет воздушного базирования Х-55 (СМ) на территории Украины

Крылатая ракета Х-55 в музее ВВС ВС Украины, г. Винница.

11 апреля 1992 г. Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали «Соглашение о порядке перемещения ядерных боеприпасов с территории Украины на базы РФ», в результате к 15 марта 1995 г. все ядерные боеголовки ТК-66 к крылатым ракетам Х-55, хранившимся на РТБ в Прилуках, Узине и др., в специальных железнодорожных вагонах были вывезены в Россию. К этому моменту гарантийный срок эксплуатации завершился у 60 % этих изделий, общее количество которых оценивалось в 946 единиц.

В рамках программы коллективного снижения угрозы - Cooperative Threat Reduction, известной также как программа Нанна-Лугара, контракт № DSWA01-98-C-0117 от 12 июня 1998 г. «Ликвидация стратегических авиационных комплексов (САК) Ту-95МС, Ту-160 и крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) в Украине» с начальной суммой в  1,5 млн. долл. был подписан с американской  компанией «Raytheon Technical Services Co.».
8 сентября 1999 г. в Ялте был подписан межправительственное соглашение между Украиной и Россией про обмен 8 Ту-160, 3 Ту-95МС, 575 крылатых ракет Х-55СМ и аэродромного оборудования в уплату украинского долга за поставленный природный газ на сумму 285 млн. долл. Соответствующее Постановление в конце октября того же года подписал бывший в то время премьер-министром Российской Федерации Владимир Путин, и в том же месяце в Украине начала работу военно-техническая делегация ВВС РФ для подготовки авиационной техники к перелету в Россию. Любопытно, что выгодоприобретатель НАК «Нафтогаз Украина» согласился перечислить МОУ лишь 270 млн. долл. несколькими годами спустя после неоднокраиных обращений военного ведомства в суды.

В июле 2000 г. появилась информация о том, что стороны продолжили переговоры о передаче на аналогичных условиях, то есть обмен бомбардировщиков на долги за энергоносители, 3 Ту-160 и 7 Ту-95МС. Украина также предложила передать 4 уже разобранных Ту-95МС и 80 крылатых ракет. Вскоре переговоры прервались из-за вмешательства Вашингтона, а процесс утилизации был ускорен.

Вместе с самолетами Украина частично уничтожила, а частично передала крылатые ракеты Х-55 и Х-55СМ, которые были доставлены в Россию по железной дороге. Техническое состояние крылатых ракет воздушного базирования типа Х-55, которыми были вооружены Ту-95МС, сделало их к моменту передачи в Россию непривлекательными для покупателя, так как срок хранения и эксплуатации вышел еще в 1997 г. Исчерпание этого же показателя на 194 ракетах Х-55СМ для Ту-160 не помешало их доставке в Энгельс.

Сведения о состоянии 1-го и 2-го боекомплектов авиационных крылатых ракет в частях авиационной группировки дальней авиации Украины на 1 августа 1994 г.
Номер в/ч, аэродром Тип 1-ый боекомплект 2-ой боекомплект Количество транспортных тележек
06679, Узин Х-55 138 231 159
26385, Прилуки Х-55СМ 240 337 174

Суммарное количество боевых ракет Х-55 и Х-55СМ в арсеналах Украины составило 946. Из этого числа 575 ракет типа Х-55СМ согласно таможенным документам были переданы России, а 483 ракеты типа Х-55 (74 – в Прилуках, 409 – в Узине) по информации генерального подрядчика от США компании «Raytheon Technical Services Company» были уничтожены, что дало итоговую цифру в 1068 ракет, наиболее часто упоминаемую в связи с данным проектом. Разница в показателях объясняется, по-видимому, учетом уничтоженных учебных изделий с инертной боевой частью и макетов.

По информации генерального подрядчика от США компании «Raytheon Technical Services Company», выполнявшей работы по контракту DSWA01-98-C-0117:  «Все бомбардировщики Ту-95 и Ту-160, а также КРВБ Х-55, предоставленные МОУ, были уничтожены к маю 2001 г.».

Известно, однако, что еще в ноябре 2005 г., по официальным данным министерства обороны Украины, на аэродроме Прилуки находилось 4 ракеты Х-55СМ 1987 года выпуска, которые, вероятно, были приведены в небоевое состояние и стали экспонатами музеев, при этом указанный тип этих ракет вызывает сомнения.
Согласно отчетам Украины в ООН в 2000 г. в Российскую Федерацию передана 581 Х-55СМ, а в 2001 г. – 6 таких ракет, что уже превышает официальное количество (577) ракет этого типа, остававшееся на территории Украины. В Российских отчетах за эти годы информация о подобном трансфере отсутствует. Украинской таможней зафиксировано прохождение 535 ракет в апреле и 40 в мае 2000 г., хотя ряд источников утверждает, что все 575 крылатых ракет воздушного базирования Х-55СМ были доставлено из Украины в Россию железнодорожным транспортом в конце 1999 г.

В связи с этим уже в 2001 г. разразился крупный международный скандал, связанный с обвинениями в контрабанде ракет Х-55 из Украины в Китай и Иран. По версии следствия, на основании поддельного сертификата конечного пользователя ГК «Росвооружение», дочерним предприятием «Укрспецэкспорта» внешнеторговой фирмой «Прогресс» был подписан контракт   PR-28-1/KE-2000 на поставку 20 крылатых ракет воздушного базирования типа Х-55, Х-55СМ 1987 года выпуска. В рамках указанного контракта 6 ракет были отгружены в адрес заказчика с аэродрома Гостомель самолетом Ил-76ТД с казахстанской регистрацией, но в итоге оказались в Китае. Этим же бортом в начале 2000 г. согласно приложения к контракту в Иран были переправлены еще 6 таких ракет и комплекс наземного обслуживания для проверки Х-55 КНО-120. Исходя из имеющейся информации, можно сделать вывод, что в число контрабандных ракет могло войти не более двух Х-55СМ, остальные были либо Х-55, либо учебные изделия, на чем особенно настаивала защита единственного дожившего до суда обвиняемого по этому уголовному делу – директора украинской компании «Укравиазаказ» Владимира Евдокимова, обеспечившего выполнение финансовых операций и транспортировки по этому контракту.

Правительства Ирана и Китая единодушно отказались от обвинения в получении Х-55, хотя спустя несколько лет на вооружении обеих стран появились КРВБ собственного производства, сильно напоминающие контрабандные изделия. Первый испытательный пуск CJ-10, как стали называть аналог Х-55 в Китае, состоялся 10 августа 2004 г. Ракета применяется как в наземном варианте, так и  с бомбардировщика H-6. Кроме того, начиная с 2006 г. на выставках выставлялись масштабные модели китайской противокорабельной ракеты YJ-62 (C-602) в конструктивных решения которых также угадывалась Х-55.

Из Ирана также еще весной 2001 г. поступило сообщение о том, что на одном из специализированных предприятий было отмечено появление «неизвестного корпуса, имевшего 5,5 м в длину и 0,7 м в ширину», а в августе 2005 г. представитель иранской оппозиционной группировки NCRI Алиреза Джафар-заде сообщил, что на иранских предприятиях освоены технологии производства Х-55.

Tags: Авиация, Скопировано
Subscribe
promo komariv january 8, 2015 11:49 12
Buy for 100 tokens
Ракетные войска стратегического назначения, образованные 17 декабря 1959 года, стали самым молодым видом вооруженных сил Советского Союза. И самым секретным. Если о других видах и родах войск написано достаточно книг, существуют интернет-источники популярной направленности, то РВСН пока остались в…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments